Регистрация прав на садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для садоводства, находящемся в зоне с особыми условиями использования территории (приаэродромная территория)

 

1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2021 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 191-ФЗ), которым были внесены изменения в ряд законодательных актов, касающиеся порядка установления приаэродромных территорий, размещения в границах приаэродромных территорий объектов недвижимого имущества, в том числе расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд («бытовая недвижимость»).

Согласно ст. 47 Воздушного кодекса Российской  Федерации (далее – ВК РФ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Приаэродромная территория аэродрома Томск (Богашево) была утверждена приказом Росавиации от 12.01.2021 № 3-П, которым в составе приаэродромной территории установлено 7 подзон, которые занимают значительную часть территории Томского района и г. Томска.

В то же время частями 12, 13 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) закреплен «упрощенный» порядок государственной регистрации прав на отдельные жилые и садовые дома.

Так до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, и строительство такого объекта не требует согласования с органами местного самоуправления.

Однако как указал Росреестр, государственная регистрация прав на объекты недвижимости в «упрощенном» порядке не освобождает правообладателя  земельного участка от необходимости соблюдения ограничений, устанавливаемых в зонах приаэродромных территорий.

Если строительство указанных объектов начато до установления соответствующих зон, то при проведении правовой экспертизы представленных документов государственному регистратору прав рекомендовано направлять запрос в соответствующее территориальное подразделение Федерального агентства воздушного транспорта с целью выяснения вопроса о наличии необходимости согласования размещения конкретного здания на соответствующем земельном участке.

После установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном ВК РФ, использование земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд, и созданных на них объектов «бытовой недвижимости», строительство новых объектов «бытовой недвижимости» осуществляются исключительно в соответствии с установленными ограничениям.

При этом не допускается снос здания, сооружения, не соответствующих предусмотренным в приаэродромной территории ограничениям (за исключением самовольных построек), в том числе установленных для обеспечения безопасности полетов воздушных судов, если такие объекты были созданы до установления указанных подзон и расположены на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд, при условии, что их размещение соответствует правовому режиму земель и виду разрешенного использования соответствующего земельного участка.

 


 

 

Росреестр разъяснил некоторые вопросы по Закону о гаражной амнистии

 

Росреестр в своем письме от 08.10.2021 № 11-01640/21 «О «гаражной амнистии» разъяснил по некоторым вопросам применения положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, определены особенности заполнения реквизитов декларации об объекте недвижимости, а также подчеркнуто, что такая декларация может оформляться и в виде электронного XML-документа, который заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью лица, заполнившего декларацию.

Кроме того, по вопросу требований к подготовке межевого плана в письме отмечено, что граждане, использующие гаражи, собственники гаражей вправе свободно использовать земельные участки, предназначенные для общего пользования, для прохода и проезда к гаражам.

«Если ранее земельные участки, предназначенные для общего пользования, были образованы и учтены в ЕГРН, образование земельных участков, занятых гаражами граждан, не должно приводить к изменению размера и границ земельных участков, предназначенных для общего пользования», - пояснила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова

 


 

 

Почему в ЕГРН нет сведений о правообладателе объекта недвижимости?

 

На вопрос отвечает начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Татьяна Никитюк: «Одной из основных причин отсутствия сведений о правообладателе недвижимости или их неактуальность в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является то, что владелец недвижимости просто не регистрировал свое право собственности, так как данная процедура носит заявительный характер. Если гражданин не обращался в орган регистрации прав с соответствующим заявлением, то информация о нем не будет внесена в ЕГРН. Отсутствие в ЕГРН информации о праве собственности существенно ограничивает самих правообладателей в совершении каких-либо действий с недвижимостью.

Проведение процедуры регистрации права собственности необходима после совершения какой-либо сделки (например, сделки купли-продажи недвижимости, получения объекта недвижимости в дар или по наследству). Похожая ситуация связана с ранее возникшим правом, т.е. правом собственности на недвижимость, которое возникло до 1998 года, когда недвижимое имущество регистрировали другие организации, такие как органы технической инвентаризации и органы местного самоуправления.

Наполнение ЕГРН актуальными и достоверными сведениями – одно из ключевых направлений деятельности Росреестра и его территориальных органов. Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого вступили в силу с 29.06.2021, внесены существенные изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые касаются не только порядка внесения сведений в  ЕГРН о ранее учтенных объектах недвижимости и о правах на них, но и предусматривают новый порядок выявления правообладателей, которым обязанность по выявлению таких объектов и правообладателей возложена на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления».

 


 

 

Порядок проведения контрольных мероприятий при осуществлении проверок в области геодезии и картографии

 

С 1 июля 2021 года вступило в силу новое постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 года № 1001 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии», согласно которому контрольные функции в области геодезии и картографии теперь осуществляются без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий посредством проведения инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки и выездной проверки.

Для каждого вида контрольных (надзорных) мероприятий установлен индивидуальный срок его проведения. Так срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день. Рейдовый осмотр нужно осуществить за десять рабочих дней. С одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра можно взаимодействовать не более одного рабочего дня. Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней, при этом с одним субъектом малого предпринимательства можно взаимодействовать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато только после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами формирования и ведения реестра.

Контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения контролируемого лица, а также посредством получения письменных объяснений и инструментального обследования.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись. Согласие контролируемого лица на использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи не требуется.

По окончании проведения проверки составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. Информация о результатах проверки размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

 


 

 

Сведения об объектах недвижимости становятся доступнее

 

Росреестр на постоянной основе ведет работу по совершенствованию качества оказания своих услуг с ориентацией на потребности граждан и бизнеса.

С 19 мая 2021 года реализована возможность получения наиболее востребованных выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на Едином портале государственных услуг (Госуслуги).

В сентябре 2021 года в целях повышения доступности и удобства для пользователей проведена модернизация официального сайта и онлайн-сервисов по получению государственных услуг Росреестра.

С 1 февраля 2022 года в общедоступную выписку из ЕГРН будут включаться сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания.

Кроме того, с 1 января 2023 года в целях повышения прозрачности рынка недвижимости будет введен новый вид выписки из ЕГРН – сведения об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости. С помощью новой выписки можно будет получить информацию по таким установленным в пользу отдельного лица ограничениям прав, как ипотека, аренда, рента и сервитут.

«Создание для граждан и профессиональных участников рынка недвижимости новых удобных инструментов по получению государственных услуг Росреестра – это часть программы цифровой трансформации Росреестра. В рамках цифровой трансформации Росреестра запланировано также создание целого ряда сервисов для быстрого оформления недвижимости, в том числе ипотеки, удобного поиска земли для жилья и бизнеса, взаимодействия с кадастровыми инженерами и проведения аналитики рынка недвижимости в онлайн-режиме», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

Просмотров: 1342
Источник: Управление Росреестра по Томской области